Обзор
нарушений законодательства, выявленных министерством
финансов Нижегородской области в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля в 2020 году
Для сведения и использования в работе, в том числе принятия превентивных мер, направленных на недопущение возникновения аналогичных нарушений и недостатков, министерством финансов Нижегородской области обобщены результаты контрольной деятельности по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в 2020 году, по итогам которых подготовлен обзор нарушений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
По итогам контрольных мероприятий объектам контроля направлены представления о выявленных бюджетных нарушениях, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации виновные лица привлечены к административной ответственности.
Проведенными контрольными мероприятиями выявлены следующие нарушения.
1. Нарушения при использовании средств субсидий, предоставленных государственным учреждениям
К данному виду нарушений относятся:
- выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда при отсутствии оснований и необходимости установления повышенного размера оплаты труда по степени вредности и/или опасности условий труда;
- необоснованное завышение оклада в результате неверного применения квалификационного уровня ПКГ;
- начисление заработной платы работникам в размерах, меньше положенного;
- несоблюдение установленного предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителя и среднемесячной заработной платы работников;
- списание продуктов питания сверх норм закладки и в нарушение рецептуры блюд;
- приемка и оплата невыполненных работ;
- несвоевременное размещение и неразмещение информации о государственном задании, его уточнении и информации об исполнении государственного задания, неразмещение первоначальных планов финансово- хозяйственной деятельности и изменений к ним на официальном сайте в сети «Интернет»;
- несвоевременное размещение информации о среднемесячной заработной плате руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти области, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
2. Нарушения при использовании межбюджетных трансфертов
К данному виду нарушений относятся:
- неправомерное расходование средств субвенции на исполнение полномочий в сфере общего образования на оплату расходов, непосредственно не связанных с образовательным процессом;
- приемка и оплата работ, не соответствующих условиям контракта;
- приемка и оплата фактически невыполненных работ;
- оплата работ из средств резерва на непредвиденные работы и затраты без обосновывающих документов (смет и актов выполненных работ на непредвиденные затраты);
- отсутствие контроля за своевременностью выполнения поставщиками и подрядчиками обязательств по контрактам, неначисление поставщикам и подрядчикам штрафов и пени;
- получателем субсидии не обеспечено исполнение обязательства по Соглашению в части достижения показателя результативности использования субсидии – введение объекта в эксплуатацию в установленный срок;
- нарушение заказчиками сроков оплаты выполненных работ по контрактам;
- завышение стоимости строительных работ в результате включения в сметную документацию завышенного объема работ и работ, фактически не требующихся к выполнению;
- оплата дополнительных расходов за счет средств областного бюджета на приобретение дополнительных квадратных метров в жилом помещении, не предусмотренных Соглашением на предоставление субсидии;
- установление и исполнение за счет средств местного бюджета расходных обязательств, не связанных с решением вопросов местного значения муниципального района, в бюджете которого доля дотаций превышает 50 процентов объема собственных доходов;
- несвоевременное размещение отчетов, предусмотренных Соглашением на предоставление субсидии, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» в форме электронного документа.
3. Нарушение порядка формирования, финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания и отчета об его выполнении
К данному виду нарушений относятся:
- завышение (занижение) фактических показателей в отчетах о выполнении государственных заданий;
- невыполнение муниципального задания в размерах сверх допустимого отклонения.
4. Нарушения при использовании имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности
К данному виду нарушений относятся:
- неэффективное использование имущества, выразившееся в неиспользовании имущества в течение длительного времени;
- невключение в состав особо ценного имущества объектов основных средств, фактически являющихся особо ценным движимым имуществом.
5. Нарушения при исполнении собственных доходов и осуществлении приносящей доход деятельности
К данному виду нарушений относятся:
- осуществление администрацией муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения поселений без предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов поселений;
- отсутствие в соглашениях о передаче (принятии) осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения поселений порядка определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, и финансовых санкций за неисполнение соглашений;
- неисполнение местной администрацией полномочий по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, повлекшее непоступление в доход местного бюджета госпошлины за выдачу указанных разрешений;
- неисполнение местной администрацией полномочий по выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального образования; по направлению в правоохранительные органы заявлений о привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности за нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию;
- установка рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности района (округа) без заключения договоров на установку и эксплуатацию указанных конструкций, заключение которых предусмотрено по результатам проведения торгов с победителями торгов, оплатившими право на заключение таких договоров;
- непринятие мер по взысканию дебиторской задолженности до истечения сроков исковой давности.
6. Нарушения учета и отчетности
К данному виду нарушений относятся:
- недостоверность бюджетной отчетности;
- отражение в бюджетной отчетности распорядителей бюджетных средств недостоверных данных в части плановых и (или) исполненных назначений по доходам и (или) расходам;
- ненадлежащее оформление бюджетной отчетности;
- неотражение по бухгалтерскому учету земельных участков и изменений в кадастровой стоимости земельных участков;
- отражение по бухгалтерскому учету и в бюджетной отчетности недостоверных данных в части стоимости имущества муниципальной казны;
- неотражение по бухгалтерскому учету объектов основных средств;
- неотражение по бухгалтерскому учету (или отражение недостоверных данных) в части финансовых вложений в уставные фонды муниципальных предприятий и стоимости акций акционерных обществ;
- неотражение на соответствующих забалансовых счетах стоимости имущества: полученного в пользование, принятого на хранение, переданного в аренду, переданного в безвозмездное пользование;
- неотражение на забалансовом счете стоимости неисключительных прав на использование лицензионного программного обеспечения;
- отражение по учету основных средств и материальных запасов, приобретенных за счет различных видов финансового обеспечения, не на соответствующих счетах бухгалтерского учета;
- неотражение на забалансовом счете стоимости запасных частей к автомобилям, установленных на автомобили взамен изношенных;
- отсутствие сверки расчетов со всеми контрагентами перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- отражение в бухгалтерском учете и отчетности недостоверных данных по кредиторской и дебиторской задолженностям на отчетные даты;
- невключение в состав особо ценного движимого имущества основных средств балансовой стоимостью более 50 тыс. руб. за единицу;
- нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации.
7. Другие нарушения
К данному виду нарушений относятся:
- невзыскание в доход местного бюджета с муниципальных учреждений, не выполнивших в полном объеме муниципальное задание, средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, приходящихся на невыполненный объем муниципального задания;
- нарушения порядка ведения реестров муниципального имущества;
- несоответствие нормативно-правовых актов муниципального образования требованиям действующего законодательства;
- отсутствие утвержденной схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального района (округа);
- отсутствие Административного регламента по оказанию муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций…»;
- отсутствие утвержденного Порядка осуществления контроля за деятельностью муниципальных учреждений; отсутствие контроля учредителя за деятельностью подведомственных учреждений;
- отсутствие утвержденного перечня распорядителей и подведомственных получателей бюджетных средств;
- нарушение сроков утверждения муниципальных программ и внесенных в них изменений; сроков приведения муниципальных программ (внесенных в них изменений) в соответствие с решением представительного органа муниципального района (округа) «О бюджете…»;
- нарушение сроков официального опубликования решений представительного органа муниципального района (округа) о бюджете на соответствующий год и о внесении в него изменений;
- включение в нормативно-правовой акт учреждения по оказанию платных услуг населению положений, не соответствующих действующему законодательству;
- неразмещение на сайте учреждения здравоохранения сведений о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; графика работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
- отсутствие контроля за использованием денежных средств недееспособных больных;
- непредоставление в установленный срок документов учредителю о наличии на лицевом счете подведомственного учреждения денежных средств, принадлежащих умершим гражданам, не имеющим наследников, для оформления права собственности на выморочное имущество;
- отсутствие утвержденного порядка по возврату средств гражданам, планируемым к выписке из медицинского учреждения и выписанным из него, что привело к наличию остатков на лицевом счете по учету средств во временном распоряжении в течение длительного времени (с периодом образования от нескольких месяцев до нескольких лет);
- нарушения по ведению книг складского учета материалов.
______________________