Обзор нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выявленных Министерством финансов по результатам проведенных в 2018 году контрольных мероприятий

ОБЗОР

нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок,

выявленных министерством финансов по результатам проведенных

в 2018 году контрольных мероприятий

 

В целях совершенствования государственными и муниципальными заказчиками, государственными и муниципальными учреждениями (далее – заказчики) закупочной деятельности министерством финансов Нижегородской области обобщены результаты контрольной деятельности по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от  5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) в 2018 году, по итогам которых подготовлен обзор типовых нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В 2018 году министерством финансов проведено 70 контрольных мероприятия в сфере закупок. Проверено 5749 закупочных процедур, выявлено 2089 нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Заказчикам выдано 768 предписаний об устранении нарушений указанного законодательства. В отношении должностных лиц заказчиков возбуждено и рассмотрено 154 дела об административном правонарушении.

По итогам анализа проведенных контрольных мероприятий, рассмотрения обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), уведомлений о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также поступившей информации от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области в действиях заказчиков выявлены следующие нарушения:

 

1. Нарушения, связанные с организацией закупочной деятельности.

К данному виду нарушений относятся:

  • самостоятельное осуществление закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукционов с начальной ценой контракта свыше 1 млн. рублей и конкурсов независимо от начальной цены контракта (постановление Правительства Нижегородской области от 30.12.2013 № 1016, согласно которому данные процедуры заказчики обязаны осуществлять через ГКУ НО «Центр размещения заказа Нижегородской области»)[1];
  • нарушение правил формирования контрактной службы или назначения контрактного управляющего (нераспределение обязанностей между членами контрактной службы; отсутствие у членов контрактной службы высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок) (статья 38 Федерального закона № 44-ФЗ);
  • нарушение правил формирования комиссии по осуществлению закупок (принятие решения о создание комиссии после размещения извещения об осуществлении закупки; нарушение количественного состава комиссии; неправомочное осуществление комиссией своих функций в случае присутствия на заседании менее 50 процентов общего числа ее членов; отсутствие в составе комиссии лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки) (статья 39 Федерального закона № 44-ФЗ);
  • нарушение правил формирования приемочной комиссии или назначения лиц, ответственных за приемку (нарушение количественного состава комиссии; незакрепление в распорядительных актах полномочий лиц, осуществляющих приемку) (части 6, 7 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ).

 

2. Нарушения, связанные с планированием, обоснованием и нормированием закупок.

К данному виду нарушений относятся:

  • утверждение планов закупок на 2018 год и плановый период 2019-2020 годы с нарушением срока (часть 8 статьи 17 Федерального закона № 44-ФЗ);
  • нарушение требований к содержанию плана закупок (отсутствие информации об осуществлении закупок в 2019-2020 годах, о периодичности осуществления закупок) (части 2, 4 статьи 17 Федерального закона № 44-ФЗ); 
  • утверждение планов-графиков закупок на 2018 год с нарушением срока (часть 10 статьи 21 Федерального закона № 44-ФЗ);
  • неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок требований к отдельным видам товаров, работ, услуг и нормативных затрат (часть 6 статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ;
  • включение в планы закупок и (или) планы-графики закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам (статьи 17, 18, 19 Федерального закона № 44-ФЗ);
  • включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует, либо сформированной с нарушением выбора способа и порядка такого обоснования, включая использование несопоставимой ценовой информации и единственного коммерческого предложения (часть 3 статьи 18, части 1, 3, 5, 18 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ);
  • нарушение требований к форме и содержанию планов-графиков, в том числе нарушения при описании объекта закупки, отсутствие количества планируемых к закупке товаров, размеров обеспечения заявки и исполнения контракта, неправомерное установление к участникам закупки дополнительных требований, указание единиц измерения объектов закупки, не соответствующих фактическим единицам измерения (статья 21 Федерального закона № 44-ФЗ, постановление Правительства Нижегородской области от 20.12.2013 № 980);
  •  неразмещение документов использованных для обоснования начальной (максимальной) цены контракта в информационно-аналитической системе «Нижегородская электронная товарно-информационная система» (пункт 2.2 Порядка функционирования и использования информационно-аналитической системы «Нижегородская электронная товарно-информационная система», утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 20.12.2013 № 981).

 

3. Нарушения, связанные с принятием решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

К данному виду нарушений относятся:

    • осуществление закупок товаров, работ, услуг «малого объема» без проведения конкурентных процедур у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с превышением пределов годового объема закупок, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ (пункты 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • заключение в рамках пунктов 4, 5  части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ «разовых» контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на суммы, превышающие 100 тысяч и 400 тысяч рублей соответственно (пункты 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в рамках статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ без проведения конкурентных процедур при отсутствии правовых оснований (часть 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • уклонение от проведения конкурентных процедур по осуществлению закупки товаров, работ, услуг, фактически образующую единую хозяйственную сделку (так называемое «искусственное дробление закупки») (статьи 8, 24 Федерального закона № 44-ФЗ).

 

4. Нарушения, связанные с подготовкой и формированием извещения и документации о закупке.

К данному виду нарушений относятся:

    • отсутствие в извещении о проведении запроса котировок и документации об электронном аукционе обоснования начальной (максимальной) цены контракта (часть 1 статьи 64, часть 1 статьи 73 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • нарушения правил при описании объекта закупки, в том числе указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, торговые наименования лекарственных средств, место происхождения товара или наименование производителя, описание показателей объекта закупки, условных обозначений и терминологии без применения технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации, установление конкретных показателей предмета закупки, повлекшие ограничение количества участников закупки (части 1, 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • включение в предмет закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой (статья 8, часть 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • установление в документации о закупке неправомерных требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а также к размеру и способам обеспечения исполнения контракта (части 1, 2, 6 статьи 31, часть 14 статьи 44, часть 6 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • установление в документации о закупке требований о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) информации и документов, не предусмотренных  законодательством о контрактной системе (части 2, 5 статьи 51, части 3, 5, 6 статьи 66, части 3, 4 статьи 73 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • неустановление в извещении и документации о закупке условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (часть 5 статьи 63, часть 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • неустановление в извещении и документации о закупке преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов (статьи 28, 29 Федерального закона № 44-ФЗ).

 

5. Нарушения, связанные с процедурой определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

К данному виду нарушений относятся:

    • осуществление закупки товаров, работ, услуг в сроки, не предусмотренные планом-графиком закупок (статья 21 Федерального закона       № 44-ФЗ);
    • сокращение срока на подачу заявок на участие в закупках (часть 3 статьи 63, часть 1 статьи 74 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • непродление срока на подачу заявок на участие в запросе котировок в случаях, установленных законодательством (часть 2 статьи 79 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • отказ в допуске к участию в аукционе, отклонение заявки на участие в запросе котировок по основаниям, не предусмотренным законодательством о контрактной системе (часть 4 статьи 67, часть 6 статьи 69, часть 7 статьи 78 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • признание заявки на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок  соответствующей требованиям документации и извещения о закупке, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок (часть 3 статьи 53, часть 4 статьи 67, часть 7 статьи 78 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе осуществления закупки, в том числе невыполнение требований об обязательном включении в протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе и запросе котировок  информации об отказе в допуске к участию в закупке с обоснованием такого решения (статьи 67, 69, 78 Федерального закона № 44-ФЗ).

 

6. Нарушения при заключении, изменении и исполнении контракта.

К данному виду нарушений относятся:

    • заключение контракта по итогам опрелеления поставщика (подрядчика исполнителя) ранее установленного законодательстом о контраткной системе в сфере закупок срока (часть 2 статьи 54, часть 13 статьи 78 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • заключение контракта без предоставления обеспечения исполнения контракта либо с предоставлением такого обеспечения в размере, меньшем  требуемого законодательством о контрактной системе (статья 37, часть 4 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • заключение контракта с представлением обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, не соовтетствующей требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок (статья 45 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • заключение контракта на условиях, отличных от условий, предусмотренных документацией или извещением о закупке, в том числе изменение цены контракта, количества поставляемых товаров, объемов выполняемых работ и оказываемых услуг, изменение сроков исполнения контракта, иных его существенных условий при отсутствии правовых оснований (части 1, 2 статьи 34, часть 1 статьи 54, часть 10 статьи 70, часть 14 статьи 78 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • невключение в условия контракта обязательных требований об ответственности сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, оформления результатов приемки товаров, работ, а также о сроках возврата обеспечения контракта, представленного путем внесения денежных средств (части 2, 4, 5, 13, 27 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042);
    • изменение условий заключенного контракта в ходе его исполнения, в том числе изменение предмета контракта, цены контракта, количества поставляемых товаров, объемов выполняемых работ и оказываемых услуг, изменение сроков исполнения контракта, иных его существенных условий при отсутствии правовых оснований (часть 2 статьи 34, часть 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • нарушение срока и порядка оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта (часть 8 статьи 30, часть 13.1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • нарушение срока возврата обеспечения исполнения контракта, в том числе возврат обеспечения до исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту (часть 27 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ).

 

7. Нарушения при приемке товаров, работ, услуг и оформлении результатов исполнения контракта.

К данному виду нарушений относятся:

  • приемка без проведения проверки поставленных товаров, приемка товаров, работ, услуг, несоответствующих условиям контракта, приемка невыполненных работ (части 1-3, 7 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ);
  • нарушение требований к составлению документов о приемке товаров, работ, услуг (часть 7 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ);
  • непредъявление требований к поставщику (подрядчику, исполнителю) об уплате неустоек (штрафов, пеней) или предъявление таких требований с неверным (заниженным) расчетом неустойки (часть 6 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 и от 30.08.2017 № 1042 (с 09.09.2017));
  • нарушение порядка отражение в документах (регистрах) учета поставленного товара (статья 2 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункты 38, 45 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета…, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н).

 

8. Нарушения, связанные с информационным обеспечением закупочной деятельности.

К данному виду нарушений относятся:

    • неразмещение или нарушение сроков размещения в единой информационной системе планов закупок и планов-графиков (часть 9 статьи 17, часть 15 статьи 21 Федерального закона № 44-ФЗ, пункт 2.8 постановления Правительства Нижегородской области от 30.12.2013 № 1030);
    • невнесение или нарушение сроков внесения изменений в планы-графики закупок при изменении потребности в товарах, работах, услугах (часть 15 статьи 21 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • неразмещение или нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещений и документации о закупке, протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, отчетов об исполнении контракта, отчетов об осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, решений об одностороннем отказе от исполнения контракта, иных документов, относящихся к закупке, размещение которых является обязательным в соответствии с законодательством о контрактной системе (часть 4 статьи 30, часть 2 статьи 63, часть 1 статьи 74, часть 8 статьи 78, часть 2 статьи 79, часть 2 статьи 93, часть 9 статьи 94, часть 12 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ);
    • размещение в единой информационной системе документации о закупке в неполном объеме (часть 1 статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ).

 

9. Нарушения, связанные с направлением информации и документов в уполномоченные органы.

К данному виду нарушений относятся:

  • ненаправление или нарушение срока направления для включения в реестр контрактов информации и документов о заключении, изменении, исполнении или о расторжении контракта (часть 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ);
  • ненаправление или нарушение срока направления заказчиком в контрольный орган в сфере закупок уведомлений о заключении в соответствии с пунктами 6 и 9 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также направление таких документов не в полном объеме (часть 2 статьи 93 Федерального закона     № 44-ФЗ).